текст "ГАLЕРЕЯ"
Главная | О редакции | Выпуски журнала | Обратная связь | ГАЛЕРЕЯ
Навигация



Главная
Выпуски журнала
Обратная связь
- - - - - - -
ГАЛЕРЕЯ
- - - - - - -
 
Главная arrow ГАЛЕРЕЯ
ГАЛЕРЕЯ
Наталия Сьянова - УВИДЕТЬ ЛХАСУ...

Пролог

У каждого человека есть мечта.

У кого-то она осуществляется быстро, у иных – никогда, просто потому что недосягаема, как пилотируемый полет к спутникам Юпитера в начале 21 века.

Некоторые несут свою мечту через всю жизнь, а кое-кто забывает еще в раннем детстве…

У меня тоже была мечта, мечта всей моей жизни, практически не осуществимая, почти как полет на те же спутники, или, на Луну, предположим – из-за отсутствия железной дороги, которая привела бы к ней. Нет-нет, не подумайте лишнего, моей мечтой была не поездка на Луну по железной дороге.

У меня была другая мечта-сказка, совсем не научно-фантастическая, скорее культурологическая, даже где-то сакральная - увидеть Лхасу и… жить дальше. И понять, и почувствовать, какова после этого жизнь.

И вот когда я уж совсем было записала свою мечту в разряд «не случилось», произошло настоящее чудо…

Начало 21 века. Июль 2007 года. Я еду в Тибет! Еду, заметьте, а не лечу! Летать я не люблю и боюсь. Точно знаю, что боюсь и почти уверена, что не люблю, хотя ни разу не пробовала. Интуиция, знаете ли.

И вот, я сажусь в Москве на Ярославском вокзале в поезд с китайскими эмблемами на боках и улыбчивыми униформированными проводниками, одежды которых напоминают Советский Союз времен бурных аплодисментов, переходящих в овации.

Провожающие други остаются за бортом на перроне, поезд трогается и… на крыльях моей мечты несет меня в Лхасу (через Пекин - Бейжинг, как его называют китайцы) по самой высокогорной железной дороге в мире, один из участков которой проложен на высоте 5072 метров над уровнем моря! Вот парадокс… Лететь не хотела, а еду на такой высоте!

Сказка перестала быть сказкой!



Культура Лхасы

Вот еще одно чудо. Правда, оно случилось несколько раньше.

Долгие годы священная Лхаса была вообще недоступна для иностранцев.

Закрытость и недоступность Тибета всегда привлекала к себе внимание исследователей и путешественников, будоражила воображение и рождала массу легенд. И только в начале ХХ века европейцы смогли увидеть настоящую священную Лхасу.

Наиболее последовательные исторические сведения о Тибете сохранились начиная с 7 в.н.э. К этому же времени относится и проникновение в Тибет буддизма, а также возникновение письменности.

Старая местная религия Бон, связанная с шаманизмом и почитанием духов, была вытеснена новой.

Точнее, ламаизм, прочно утвердившийся на территории Тибета, представлял собой соединение буддизма с местными верованиями.

Буддизм стал государственной религией Тибета в период правления царя Лха Тхора Ньянцена.

Постепенно буддизм ассимилировался в культуру, пока наконец не пронизал всю жизнь Тибета. Появился тибетский алфавит, по типу санскрита, монастыри стали оплотом культуры и просвещения в Тибете.

Начиная с 16 века, почти половину населения страны составляли монахи, жившие в монастырях, представляющих собой целые города. И не удивительно, что почти все виды Тибетского искусства связаны с повседневной жизнью и религией.

  Тибетцы создали уникальную культуру.

«Танке» - таинственному жанру тибетской живописи – более 1000 лет.

Главные сюжеты – изображения Будды и буддистских историй.

Раньше искусство «танки» передавалось от учителя к ученикам.

Утверждают, что история «танки» неотделима от истории кочевых племен Тибетского нагорья. Свитки «танки» были для кочевников передвижными храмами, более простыми в транспортировке и хранении, чем статуи божеств. «Танку» всегда можно повесить на стене или на ветке дерева. «Танка» стала объектом культовой живописи, перед ними тибетцы молились.

Тибетцы называют художников, пишущих «танку» - ладжиба, то есть «мастер, пишущий богов». Мастера из поколения в поколение хранят секреты своей живописи. Их на протяжении веков оберегают художники-монахи. Особое очарование придают «танке» уникальные краски – их изготовляют из минералов и растений. Краски производят вручную, учитываются даже возраст и темперамент изготовителя красок.

Например, белую и желтую краску должны делать молодые мужчины. Синюю и зеленую – слабые и неторопливые, то есть, пожилые.

Краски «танки» не теряют цвета в течение очень долгого времени. Раньше «танки» писали только в монастырях, сейчас их создают и в семейных мастерских.












Тибетцы - ревностные буддисты, значительный процент населения принадлежит к духовному сословию, господствующему в стране. Это в буквальном смысле монашеское государство. Однако монашеский уклад жизни вовсе не означает, что все там ходят вечно хмурые и погруженные в молитвы, с неземными лунно-отрешенными лицами.







К примеру, тибетские народные песни и танцы – незабываемое, неповторимое зрелище. А вместо цветов, понравившимся артистам зрители вешают на шею хадек – традиционный буддистский шелковый шарф.





 

С удивительной красотой и яркостью Тибетское искусство проявляется в архитектуре. Материалом для шедевров Тибетской архитектуры служит камень (гранит), высушенный на солнце кирпич и очень редко - дерево. Оформление зданий тоже очень просто. Стены белятся, а контуры окон обводятся черной краской. Основной акцент делается на верхней части здания, где проходит расписной фриз, покрытый цветным орнаментом из розовых, красных и коричневых красок удивительно мягких тонов, напоминающих бархат.







В культовых зданиях фризы украшаются золотом и драгоценными камнями.



Огромную роль в декоративном оформлении построек играют ткани, укрепленные на фасаде зданий, предохраняющие помещения от солнца и непогоды. Они придают архитектуре Тибета неповторимый облик и очарование.







В Лхасе на площади Баркор расположен самый знаменитый монастырь Джокханг . Он был построен в 7 веке. Вокруг него совершают корд – ритуальный обход святыни. По лицам и одеждам можно понять, что сюда съезжаются паломники со всего Тибета.





Джокханг несколько раз перестраивали, особенно серьезно он был реконструирован при пятом Далай-Ламе. Но основа монастыря осталась неизмененной.

Монастырь, как и все в Тибете - что-то нереальное, и в то же время очень земное и человечное, - море света, солнца, цветов и покоя, а еще – дружелюбие и сострадание ко всему, живущему рядом. Традиционно считается, что Тибет – страна Авалокитешвара, бодхисатвы сострадания, а тибетский народ – его потомки. 









Другой оплот тибетского буддизма – подлинное украшение Лхасы и главное архитектурное сооружение Тибета - дворец Далай-Ламы Потала. Так в буддистской мифологии называется рай.

И действительно, здесь в огромных ступах, украшенных золотом, бирюзой и кораллами, словно в раю, покоится прах почти всех Далай-Лам.

Тринадцатиэтажный дворец Потала - одно из самых больших зданий в мире.





Это гигантское здание начали строить в 7 веке, а завершили в его современном облике в 10-17 веках.

Дворец, словно вырастающий из вершины горы, тянется в длину 420 метров! и представляет собой целый город! Общая площадь комплекса, с его дворцами, храмами, галереями – 130 тыс.кв.м!

Внутри города-дворца - бесчисленное количество помещений, тронных залов и галерей украшеных росписями. (это единств. Фотография. Внутри Поталы съемки запрещены.)



Белое здание, растянувшееся по всей скале, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и венчающий все сооружение. Вид дворца ночью - незабываемое зрелище.



Резким контрастом величественной и суровой Потале выступает летняя резиденция Далай-ламы, вся пронизанная светом и воздухом - Норбелинка - с ее садами, цветами и белыми кроликами, которые совсем не боятся людей, (фото) с мудрым бездонным небом, тишиной, и невероятной вселенской любовью, которой, наверное, нигде больше нет на земле.(фото29,30,31)







Основополагающим в тибетской культуре, еще даже в добуддийский период, являлось представление о тесной и таинственной взаимосвязи человека и природы. Поэтому тибетцы так бережно относятся ко всему живому и тому, что это живое окружает: людям, духам, силам природы…

 

Эпилог

У каждого человека есть своя мечта.

Если ваша главная мечта не связана с Тибетом, побывать там – означает исполнить мечту, которую ты еще не успел осознать. После того, как там побываешь, ты будешь мечтать туда вернуться.

Моя мечта сбылась.

Уверена, что если бы моей мечтой было слетать на Луну, путешествие в Тибет очень приблизило бы ее где-то в глубине моей души.

Это настолько же невероятно, красиво и таинственно, как увидеть всю нашу планету маленькой, живой, беззащитной и невероятно красивой, словно из глубин космоса, только внутреннего, духовного космоса.

 Любовь и доброжелательность чувствуется в Тибете во всем… в стариках, детях, собаках.С тибетцами можно разговаривать не зная языка –тебя обязательно поймут, и ты поймешь их. Истинная культура народа особенно ярко проявляется в детях . Дети Тибета- улыбчивые и дружелюбные, и как все дети любят мороженое и воздушных змеев.



























   Я покидаю Лхасу. Но чувства словно противоположны. Как будто я точно знаю, что главное в моей жизни уже произошло, я дома, можно успокоиться, и улыбаться. Передать это почти невозможно, какой-то вселенский покой и странное ощущение, что ты наконец-то вернулся домой из долгих странствий по миру.  Прошай Тибет, прощайте ГИМАЛАИ 



 

 P.S. …… …… о Великой Китайской стене и шести тысячах терракотовых воинах я расскажу Вам в другой раз



Продолжение...
 
Розалия Абдулгалеева
Продолжение...
 
В.С.Грибков - Лучистое настроенiе улицы
 
В.С.Грибков - женский портрет
 
В.С.Грибков - Лучистая колбаса и скумбрiя
 
В.С.Грибков - Рисунокъ
 
В.С.Грибков - Голова солдата
 
3. Sykora - Синий кувшин с персиками

20 в., акварель, 35 х 27 см
 
2. Miroslav Fikr - Настурции с ромашкой

начало 20 в., акварель, 31 х 42 см
 
1. Miroslav Fikr - Красные цветы

20.10.1908, акварель, 31 х 35 см
 
ТаисАРТ © 2018
Вы наш статистика посещения интернет посетитель!