текст "ГАLЕРЕЯ"
Главная | О редакции | Выпуски журнала | Обратная связь | ГАЛЕРЕЯ
Навигация



Главная
Выпуски журнала
Обратная связь
- - - - - - -
ГАЛЕРЕЯ
- - - - - - -
 
Главная arrow Выпуски журнала arrow Выпуск 4/2008 arrow 01 - Баринов - ИСКУССТВО ГЛАЗАМИ ЛЮБИТЕЛЯ МЫСЛЕЙ
01 - Баринов - ИСКУССТВО ГЛАЗАМИ ЛЮБИТЕЛЯ МЫСЛЕЙ

(продолжение, начало 2/2005)


1.1. Есть ли искусство гармония форм или разрушение формального, гармония формы или содержания? Но ответ на сей вопрос прост. Искусство есть выявленная и выраженная гармония. Гармония прекрасна. А что есть гармония? И для кого она? Открыв толковый словарь, можно обнаружить, что под этим словом скрывается «непротиворечивое, органичное единство целого и его частей, соответствие, созвучие, соразмерность и т.д.» (Сноска:... Как то внутренний поря-док, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройностъ и проч.). Стало быть, искусство имеет внутреннюю струк-туру и стройность. А какой меркою можно измерить эту сочетаемость частей в целом? С какого угла зайти? Кто должен судить обо всем этом? Что за внутренний порядок должен соответствовать этому внешнему выражению? Сколько судий – столько мнений. Но, скажем мы, есть одно весьма весомое обстоятельство. Это – внутренняя логика объекта. Но кто эту логику вычленит? Кто, как говорится, будет говорить «по понятиям»? Все, что не сочетается, привносит разлад. Но кто соче-тает? Не конкретный ли человек? На самом деле гармония, как мыслится, заключена не только в форме, она шире. Она одновременно «присажена»: и во внешнем мире и в голове и сердце каждого человека, творец ли он прекрасного или все-го лишь потребитель оного. И она всегда только приоткрывается даже самому пытливому взгляду. Само же искусство трехмерно. По крайней мере, оно трехсоставное и содержит в себе: обработку внешней формы, внутреннее содержание и доходчивость восприятия. Именно их триединый сплав образует то, что зовется мастерством подавания образов. Это и есть гармония. В человеке скрыта тайна - умение не только воспроизводить, но и умножать, создавать саму гармонию. Гармония не только обнаруживается, но и создается. Строительство связано с разрушением, поэтому новая гармония частично или полностью отрицает старую, отрицает, но не уничтожает ее. Итак, искусство есть гармония, созидающая и разрушающая самое себя одновременно. Жизнь течет, подвижны и формы ее восприятия. Гармония имеет выраженный ситуативный характер.

1.2. Есть ли в прекрасном, постигаемом или передаваемом с помощью искусства, стандарт,норма, правило? Разве не на них построена гармоничность. Или нормативы как раз и порождаются самой уникальностью? Искусство уникально, потому что уникальна душа творящего. Любая новая волна в музыке, живописи, архитектуре и любом другом виде искусства – есть одновременно разрушение старых принципов и стереотипов и утверждение новых. Значит, искусство – есть новая гармония, разрушающая старую. Факт! В искусстве жажда новизны достигает стадии маниакальности, правда, в творении, а не в потреблении. Повторения в искусстве, конечно же, совсем не означают заимствование или передирание друг у друга. Но вот вердикт мнения: допустимо, но не интересно. Потому что искусство – призыв к новому. Совпадения являются пересечением своеобразия натур. Общим в разнящемся. Насколько повторяется или, точнее, перекрещивается уникальное? Вообще «не» или все-таки частично? Уникальное есть как бы неповторимое. Но в нашей сложной и запутанной жизни покажите мне оное, т.е. чисто уникальное и неповторимое. И я сразу припомню вам, что все новое есть в своем существе, как известно, хорошо забытое старое. Новизна как раз и про-является в новизне формы, а не содержания. Хотя бы частично и с примесью. Стандарт – это отражение вкусов и норм, господствующих в умах. Здесь спрятана борьба традиций и «новых веяний», консерватизма и новизны. Существует как бы стандарт формы и стандарт содержания, если так позволительно выразиться. Первый намного более изменчив, чем второй. В целом – искусство есть отражение противоречивого характера (Господи, почти марксизм в лексике!) бытия чело-века в обществе. Но на самом деле оно есть отражение неполноценности человеческого бытия. Нет такого вечного начала, на которое можно было бы опереться. Отсюда, возникает устремленность к вечному в земном обличий. (Пока Бога не узрят...) Итак, искусство есть борение стандарта с его отрицанием.

(продолжение следует)
 
< Пред.   След. >
ТаисАРТ © 2019
Вы наш статистика посещения интернет посетитель!