текст "ГАLЕРЕЯ"
Главная | О редакции | Выпуски журнала | Обратная связь | ГАЛЕРЕЯ
Навигация



Главная
Выпуски журнала
Обратная связь
- - - - - - -
ГАЛЕРЕЯ
- - - - - - -
 
Главная arrow Выпуски журнала arrow Выпуск 5/2009 arrow 16 - Мастер-класс! - В.С. Грибков - Лучизм
16 - Мастер-класс! - В.С. Грибков - Лучизм
 Замечательный русский художник и писатель Виталий Степанович Грибков родился 27 апреля 1936 года в г. Липецке. После окончания в 1962 году Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское)  долгое время преподавал. В.С. Грибков - племянник поэта, прозаика и художника Алексея Липецкого  (настоящая фамилия Каменский; 1887–1942, автор сборника стихов «Тишина» (1920), романов «Наперекор» (1928) и «Мельница в Карташове» (1931), сборника рассказов «Молью тронутые» (1928), очерков из жизни ивановских ткачей – «Мастера» (1931)), принимал участие в издании его книги в 1986 году. В 1970-1980-е годы выпускал самиздатовский журнал «Метки по новой живописи». Участвует в художественных выставках с 1990 года. Картины В.С. Грибкова находятся в частных собраниях в России и за рубежом.




ЕЩЕ РАЗ О ЛУЧИЗМЕ МИХАИЛА ЛАРИОНОВА

--------------------------------------------------------------------

ПЕРИОД ПРИМИТИВА

 

  «Стиль – это та манера, тот прием, которым

 художественное произведение воссоздано…» 

  Ларионов. «Лучизм»

 

 Знаком поворота к принципиально новой изобразительности в европейской живописи стала картина «Авиньонские девушки» Пикассо, созданная в Париже в 1907 году. С этого момента возник иной принцип ПЛАСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, хотя само произведение широкой публике было представлено для обозрения только в 1937 году. (1)

Михаил  Ларионов из первой поездки в Париж возвращается в 1906 году. Зарождение «кубизма» во Франции он видеть не мог. Тем удивительнее, что новации, воз­никшие в его живописи в этот период, по своему СУЩЕСТВУ соответствовали новому направлению, появившемуся в европейском искусстве. 

  Утвердилась точка зрения, что на возникновение «кубистического» мышления Пикассо повлияла африканская пластика или, по словам самого художника, ибе­рийская скульптура. (2) В России, для трансформации академической изобразительной традиции, было бы естественным обращение к языку изображения в древне-русской иконе. Такой тенденцией руководствовались в своем творчестве живописцы Павел Кузнецов, Кузьма Петров – Водкин, а также Казимир Мале­вич в начальный период своего творчества.

  Ларионов, после этапа импрессионизма, необходимого для освоения цветовой живопис­ной культуры, открывает свой, новый и, можно сказать, на­циональный путь изобразительных изменений в живописи. Он обращается к приемам ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ трактирных вывесок и заборных граффити. Возникает особый МЕТОД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, способный живое восприятие действительности и формы реальной жизни соединять с новым пониманием пластичности как самостоятельного ФЕНОМЕНА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ в изображении. Возник другой способ «калькирования» восприятии предметности и пространства. 

  Этот метод изображения освобождал художественный взгляд от привычных визуальных клише, подвергал сомнению ранее принятые искусством живописи изобразительные условности в качестве их абсолютной правиль­ности. Одновременно он позволял в изображении использовать эстетическую выразительность простейших знаков (линии, мазка краски, пятна), визуально выделив, обособив их от изображаемых предметных форм. 

  «Примитив» Ларионова (совместно с «кубизмом» Пикассо и « восточной арабеской» Матисса ) предопределял ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ нового вре­мени. А как сегодня интересно сопоставлять пластические вариации «провинци­альных франтих» Ларионова с изображением «кубистских баб» Пикассо.  

 Живопись этого периода, новации в понимании закономерностей языка живописи в дальнейшем явились определенным основанием и для построения Ларионовым опять новой изобразительности.

 

ПЕРИОД «ЛУЧИЗМА»

  «Введение живописи в круг задач, присущих

 ей самой, и жизнь ее по законам чисто

 живописным имеет ввиду лучизм»

 Ларионов. «Лучизм»

 

 Исторический контекст возникновения «лучизма» в творчестве Ларионова уже исследован и описан. (4) Кратко повторим его еще раз.

Кубисты Франции не осуществили выхода из своей визуальной систематики к беспредметной живописи. Вероятно, «кубизму» необходима была встреча с иной культурой, чтобы возникла креативная «искра» и появилось движение к «абстрактной» изобразительности с иным пониманием содержательности искусства и роли его языка. Переход осуществился в других странах. (5) В России период такого движения и перехода получил наименование «кубофутуризм». (6)

В этом новом изобразительном явлении проявилась тенденция  исключить онтологическую содержательность. Кандинский и Малевич стре­мятся выстроить «абсолютный» изоязык. Значение живописи в качестве субъ­ектного выражения отношения к бытию утрачивается. Малевич провозглашает ко­нец живописи.(7)

  Михаил Ларионов открывает и заявляет иной изобразительный метод, открывавший новое отношение к бытию и одновременно включавший новое понимание изобразительности. Предложенная методика позволила выражать разнообразные акценты отношения к миру. В том числе реализовать и живопись «беспредметную». Предлагаемая визуальность была обоснована нова­торским пониманием закономерностей ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ и названа «ЛУЧИЗМОМ»

 В своей брошюре с подобным названием Ларионов постоянно делает акцент, что возникновение такого способа изображения продиктовано свойствами живописи: 

- «Введение живописи в круг задач, присущих ей самой и жизнь ее по законам чисто живописным - имеет ввиду лучизм».

И затем - «…начинается творчество новых форм, значение которых определя­ется его отношением к другим тонам».

 - «Что ценно для всякого любителя живописи, в лучистой картине выявляется наивысшим образом». 

  А в эпиграфе к тексту брошюры Ларионов формулирует: «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникнуть от пересечения отраженных лучей различных предметов и форм, выделенных волей художника…».

Фактически человек видит не “лучи” света, а вещи и вещество посредством “лучей-волн” и глаза. При созерцании в сознании возникает  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о границах предметов, взаимодействующих друг с другом и со средой. Условным обозначением-начертанием лучей света в виде линий на изобрази­тельной плоскости можно показывать образ связей пред­метных форм между собой и пространством. (8)

  Линия для Ларионова - первичный ЗНАК представления в изобразительном процессе. (9) Он возникает посредством плоскости, а феномен ИЗОПЛОСКОСТИ превращает ком­бинацию линий в содержательное изображение. Целенаправленный взгляд живописца («воля ху­дожника» - выражение Ларионова) и соединение линий с другими средствами живописи («степень напряженности тона», «комбинация цвета», «отношение цветовых масс», «цветовая линия» - терминология Ларионова в «Лучизме») образуют ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ изображения. «Формы мира», выявленные волей художника и материализованные в языке живописи превращаются в ФОРМУ ИСКУССТВА.

  Теперь, постигая и отображая мир собственным языком, живопись как деятельность «независима и открыта» по отношению к  действительности. Новая динамичная изометодика «легко» передает раз­нообразие форм жизни и их многозначность. Что изображено в известной картине Ларионова «Стекло», написанной в 1912 году? Предмет, его «невидимость», самой среды прозрачность, мыслимое качество пространства. А может быть все это, а также выражено и пере­живание определенного состояния бытия! Но, несомненно, на картинной плоскости заявлено изобразительное качество ставшее характерным в изменениях искусства двадцатого века.

 Однако, как говорить о живописи! - Поль Валери так завершил свое эссе о живописи Дега.(10)

 

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЛУЧИЗМА

 

«Я создал такой стиль, который делает музей жизнью, то есть таким же объектом для наблюдений художника, как и жизнь, это стиль лучистой живописи. 

 Ларионов (11)

 

Показывая изобразительность в ее «первозримости», лучизм ведет диалог с творчеством Пауля Клее. Многие работы Клее для зрителя предстают в образах изображения процессов, когда визуализация еще окончательно не завершена, а изобразительная идея и предметные формы, «руководимые векторными силами», только устремлены к окончательной визуальной организации.(12)

 «Форму нигде и никогда нельзя рассматривать, как завершенность, как окончательный результат. Это всегда генезис, становление, проявление сущно­сти», - отмечает Клее. (13)Сюжет и жанр работ показан условно, фигурами и знаками, воссоздающими одновременно стилистику изображения и сам процесс «становления». В этом общность творчества Клее с «лучизмом» Ларионова. А раз­личие в следующем.

Как и у Ларионова, изображения Клее формируются закономерностями и сохранением значения изобразитель­ной плоскости. Но в его работах отсутствует «живописная агрессия». Отношение Клее к живописи определяется его фразой: «Краски, на мой взгляд, лишь де­корируют пластическое впечатление». (14) Пауль Клее работает в жанре цветовой графики.

В отличие от изобразительности Клее, а также и работ в художественной форме супрема­тизма, произведения Ларионова реализуются в ЧУВСТВЕННО-ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЛНОТЕ ЖИВОПИСИ. Ларионов строит «лучизмом» первообразы в системе станковой картины – ОСОБОЙ изобразительной структуры искусства. Можно высказать мысль, что «лучизм» есть понятие сопредельное с буквальным значением слова «живопись» (живо писать), только в данном случае письмо связано со светом и потому с цветом. Это «письмо» оформляется в определенном материале, а конкретнее, на плоскости красками, веществом с образованием ФАКТУРЫ, непреложно связывающей живопись с ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ компонентой мира.

 И потому лучизм значим не только своими изобразительно-пластическими воз­можностями, но и сохранением онтологиче­ской сущности живописи. Изобразительность лучизма - это равновесие гносеологической и онтологической содержательности в созданном изображении.

Своей содержательностью стилистика лучизма  связана с различными тенденциями. В качестве ви­зуального «рассказа» о возникновении форм зримого мира, лучизм перекликается с «православным умозрением», рассуждением восточного богословия о содержа­тельности понятия «творящий свет». В этой традиции  символика света не только условный знак, выражающий в изображении некую богословскую ИДЕЮ, а есть наглядное ИЗОБРАЖЕНИЕ божественной энергии, усматривае­мой православием в качестве «выявления и освящения строения вселенной». (15)

Одновременно свет в лучизме персонализирован  и «субъектом». Повторим высказывание Ларионова: «Формы творятся волей художника». Лучистские изобразительные построения ИНДИВИДУАЛЬНЫ. Метод лучизма активизирует личностное восприятие и воображение.

Лучизм при возникновении уже воспринимался видом реализации «абстрактного» изображения. (16) Но лучизм не доктрина, а особое ВОСПРИЯТИЕ, существующее в единстве с художественным отображением действительности как формы жизни в разнообразных «проекциях». Сам Ларионов выпол­нял работы в стилистике лучизма не только беспредметного характера, а различной образности.

Многозначность лучизма предстает метафорой перманентной изменчивости творчества его создателя. Ларионова невозможно представить фанатиком одной идеи или уст­ремленным к «абсолютной истине». Потому он и выпадает из ряда художников - представителей «великой утопии». Ларионов - фантазер, романтик, мистифика­тор, но не утопист. И его интерес, восхищение разнообразием явлений и форм действительности, восторженное отношение к жизни. определялись не только интеллектуальной направленностью творчества, а и свойствами его характера.

Одновременно с утверждением многомерности жизни, лучизм подразумевает необходимость СТИЛЯ изобразительности, подобного поиску Михаила Врубеля, творчески стремившемуся, мечтавшему в живописи реализовать «большой стиль», соответствующий новой эпохе.

Ларионов проявил удивительную проницательность «изобретая» лучизм со способностью выражать семантическую сложность человеческого мироощущения. Лучизм это своеобразное отображение СОЗНАНИЯ человека, полагающего себя в мире. Здесь происходит совпадение с философскими размышлениями Гуссерля и Хайдеггера. Целенаправленный взгляд на предметность есть «исходящий из субъекта свет, который освещает (познает) все, и в том числе - и в первую очередь себя». Сознание способно обращать внимание само на себя не напрямик, а когда оно, «сознание - исходящий от субъекта ЛУЧ ВНИМАНИЯ, который может сделать предметом самое себя, но лишь опосредованно отразившись или преломившись в зеркале инобытия, извлекая само себя как смысл из инобытия в форме знаков». (17) В лучизме прежде всего в виде линий! 

 Лучистская изобразительность первичное в определенном временном процессе восприятия и осознания. И тогда можно так определить лучизм: «первичное сознание - это абсолютное вИдение, которое является своей собственной видимостью».(18)

 А лучистская композиция – это первичный изобразительный «набросок» с характером динамичной, пластичной мысли и тем самым заявляющий человеческое восприятие как ВИДИМОСТЬ МИРА  вне устремленности к визуальной догматике (например, типа супрематизма). Такой набросок имеет и показывает не столько изобразительный прием, а эстетическое толкование восприятия, пребывающего к действительности. Лучистская изобразительная структура отмечает (метит) вхождение индивидуального восприятия в мир и несет в себе знак «жизненности» и отпечаток окружающей действительности, в ней реабилитируется в своих правах «естественная обращенность» к миру. Лучизм в абстракцию».

По своему существу лучизм противостоит тенденции превращения сознания в «неправомерную абстракцию», В двадцать первом веке принципы лучизма могут напоминать о необходимости онтологического КАМЕРТОНА для современной изобразительной культуры. Подобно направлению феноменоло­гии в философии, лучизм выступает защитником онтологической содержа­тельности искусства и противостоит современным виртуально-интеллектуальным визуализациям.

 И все же - «В истолковании природы лучизма – прежде всего лучизма Ларионова еще не все достаточно ясно». (19)

 

1. Ранее изменения в живописи происходили при внешнем воздействии смен исторических мировоззрений внутри уже существующей пластической традиции, заложенной искусством античной Греции.

«Авиньонские девушки» оставались в студии художники и очень немногие знали о существовании картины до ее показа в музее «Пти пале» в 1937 году. Роланд Пенроуз. Пикассо. М., 1999. Стр.101

2. Пикассо. Сборник статей о творчестве. М., 1957. Стр.22

3. Существуют разнообразные мнения о взаимоотношении

супрематизма с иконописной системой. Малевич высказался так:

«На меня, несмотря на натуралистическое воспитание моих чувств к природе, сильное впечатление произвели иконы.

 Я в них почувствовал что-то родное и замечательное. Сначала, в первом периоде я подражал иконописи».
 Малевич. Каталог выставки. ГТГ, 1989. Стр.108-109
 Ларионов, несомненно, высоко и правильно оценивал художественность иконы, но понимал и опасность «стилизации» при использовании ее визуальной системы. Такое могло быть органичным для искусства с тенденцией «символизма», как, например, для творчества Петрова-Водкина и Павла Кузнецова.

4. Александр Иньшаков. Лучизм в русской живописи и мировой авангард. Сб., «Искусствознание», №2, 1999

5. «Как это ни покажется странным, но далекие от кубизма Пикассо и Брака русские кубофутуристы оказались ближе к сокровенным его идеям, чем собственно французские последователи, «объясняющие» видимые им внешние признаки новаторского процесса».

Марина Бессонова. К вопросу о «сдвигологии» смыслов в кубизме Пикассо и Брака и творчестве русских кубофутуристов.

Сб., «Искусствознание», №2, 1999. Стр.240

6. Определение «кубофутуризм» прижилось, хотя «конкретный материал, называемый «кубофутуризмом», сопротивляется, ускользает от стилистического анализа в границах этого понятия».

Юлия Романовская. «Кубофутуризм». Пространство термина.

Сб., «Искусствознание», №1, 1999. Стр.231

7. «Живопись уже давно изжита, и сам художник - предрассудок прошлого». Казимир Малевич. Собр. соч. Том 2. М., 1998. Ср.34

8. Теория визуального отношения к действительности в лучизме тождественна концепции зрительного восприятия, предложенной американским психологом Джеймсом Джеромом Гибсоном, занимавшимся научно-экспериментальным исследованием этой проблемы более пятидесяти лет. Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988

9. Смысл восприятия, запечатлеваемого «простейшими» знаками, один из существенных моментов в лучизме, связанных с процессом сознания. Именно о таком процессе размышляет Анри Бергсон: Воспринимать – значит сгущать огромные периоды бесконечно растянутого существования в несколько дифференцированных моментов более интенсивной жизни, резюмируя таким образом очень длинную историю. Это означает, что в акте восприятия мы достигаем чего-то, превосходящего само восприятие.

Анри Бергсон. Собрание Сочинений. Том 1. М., 1992. Стр.291

10. Поль Валери. Избранное. М., 1936. Стр.197

11. Сб., Н.Гончарова М.Ларионов. М., 2001. Стр.16

12. Подробнее о таком принципе творчества Клее: Валерий Подорога. Феноменология тела. М., 1995

13. В.А.Крючкова. Антиискусство. М., 1985. Стр.180

14. Дени Шевалье. Пауль Клее. М., 1995. Стр.10

15. Искусствовед Д.Сарабьянов тонко прочувствовал: Национальный менталитет складывается веками и заявляет о себе неожиданно – чаще всего вне зависимости от позиции и желания субъекта истории. О творящем свете можно говорить применительно к художникам первой половины ХIХ века – Алексею Венецианову и Александру Иванову. Лучизм – своеобразное продолжение этой темы в «русской» школе живописи. Подробнее: Дмитрий Сарабьянов. Михаил Ларионов и художественное объединение «Маковец».

 Сб. «Искусствознание», №1, 1996

16. «В своей основе лучизм стремится к уничтожению предметности».

Эли Энгабюри. «Наталья Гончарова Михаил Ларионов». М., 1913. Стр.36

17. Е.В.Фалев. Герменевтика Хайдеггера. Санкт-Петербург, 2008. Стр.37

18. Шанкара. /С. Радхакришнан. Индийская философия. Том 2. М., 1993.Стр.432

Понятие в веданте Шанкары, которое переводится как восприятие, точнее обозначает саму способность к восприятию и не подразумевает чувственное восприятие. /Н.В.Исаева. Шанкара и индийская философия.М, 1991. Стр.69/

Такой оттенок содержательности, присутствующий в веданте, совпадает с характером восприятия при создании лучистского изображения и уточняет понимание смысла приведенного выражения Шанкары.

19. Г.Г.Поспелов. Сб. Н.Гончарова М.Ларионов. М.,2001. Стр.22 

 
< Пред.
ТаисАРТ © 2018
Вы наш статистика посещения интернет посетитель!