С лучшими, вернее самыми прекрасными представителями города Саратова я увиделся, а вернее столкнулся в городе Париже, где почти пять лет честно нес ответственную экономическую миссию. К Парижу нужно сказать наша семья всегда относилась настороженно в связи с гибелью прадеда Евлампия Васильевича в 1900 году на Всемирной выставке и исчезновением его коллекции. Саратов как неформальный центр Поволжья нам волжанам, чьи предки селились в Самаре, Костроме и Рыбинске, напротив духовно близок, тем не менее, в результате межличностного общения по образному выражению Alexa juvenis femina advocatus (лат.) я был «глубоко перепахан», но и всего-то. Французы тоже знают и любят этот город, не только по современным встречам с лучшей половиной человечества, но и по Отечественной войне 1812 года, когда высланные сюда пленники останавливались в Немецкой слободе, да так навсегда и оставались.
Вообще, притяжение к этому месту с петровских времен испытывала и другая великая европейская нация. К началу 20-го века численность поволжских немцев по отдельным данным превышала 800 тысяч человек, до сих пор как их охранный знак стоят рыцари работы тогда молодого скульптора Павла Дундука на саратовской Астории, там же – на крыше есть еще и гонцы, но это уже больше из французского бытия – voilà! Астория, с 1956 года гостиница Волга, спроектированная архитектором Семеном Каллистратовым и построенная в 1917 году, пожалуй, лучший образец предреволюционного модерна на всех волжских и примыкающим к ним землях, а его постояльцы и связанные с ними истории, и вовсе делают этот объект уникальным.
Нынешний совладелец, мой тезка Александр Васильевич рассказывал, что сам Владимир Маяковский пережил здесь незабываемое романтическое приключение. История Саратова началась не «в лето 7098 (1590 году), когда месяца июля во второй день приехал князь Григорий Осипович Засекин да боярин Федор Михайлович Туров в память положения пояса Пречистой Богородицы на заклад города Саратова ставить». Алексеевское городище с семью горизонтами катакомбной культуры относится к XIX - XX векам до нашей эры, поселения периодически возникали в период Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Золотой Орды вплоть до нашествия Тамерлана в конце 14 века.
Саратов был третьим волжским городом после Самары и Царицына, основанным по повелению Царя всея Руси и Великого князя Московского Федора Иоанновича по имени Блаженный, последнего представителя московской ветви Рюриковичей, чтобы обуздать степную вольницу после завоевания Казанского и Астраханского ханства. Однако полностью сопротивление сломить так и не удалось. В августе 1774 года Саратов стал не только последним триумфом Пугачевского бунта, но и началом его конца из-за предательства друзей и соратников. С тех пор дух свободы находит свое выражение в неуемном творчестве, а саратовчанки отличаются исключительно независимым характером. А что делать, Саратов – «это город гениальных личностей», – не я это слазал, а Сергей Болдырев, главный художник Саратовского академического театра оперы и балета, заслуженный художник России, но могу в точности подтвердить.
Саратовская земля прочно вплетена в судьбы многих государственных деятелей и полководцев общероссийского и даже мирового масштаба: в 1951-1955 гг. в Саратовском индустриальном техникуме учился Юрий Гагарин; генералиссимус, князь Священной Римской империи Александр Данилович Меньшиков, правивший Россией в 1725-1727 гг. владел слободой Малыковка, ныне г. Вольск, от которого был избран депутатом IV Государственной думы диктатор и главковерх Александр Керенский; Петр Столыпин в 1903-1906 гг. был Саратовским губернатором. Василий Иванович Чапаев долгие годы проживал в селе Балаково Николаевского уезда, а Антон Иванович Деникин был начальником штаба 57 пехотной резервной бригады. Будущий маршал Георгий Жуков в годы Гражданской войны сражался с уральскими казаками и армией генерала Врангеля. А в городе Петровске родился легендарный генерал И.В. Панфилов, отстоявший Москву. Неоднократно посещали Саратов Петр Великий и Александр II Николаевич.
И вот дошла очередь и до меня. И все же более всех на умы саратовцев оказали влияние поэты, писатели, философы, художники, музыканты и артисты, среди них имена Гавриила Державина, Василия Жуковского, Льва Толстого, Николая Чернышевского, Михаила Булгакова. Сам Александр Николаевич Островский в 1865 году ставил «Грозу» в Загородном театре, находившемся на месте Саратовского академического театра драмы имени И.А. Слонова. Родился в Саратове поистине народный артист СССР почетный саратовец Олег Табаков, застывший в образе Олега Сафина из «Шумного дня» на Театральной площади, как раз рядом с Саратовским академическим театром оперы и балета, основанным в 1875 году, где с 1986 года проходит ежегодный международный музыкальный Собиновский фестиваль.
«Оформление сценического пространства у Сергея Болдырева всегда объединено глубоким смыслом: с одной стороны оно лаконично просто, а с другой стороны – многовариантно. Художник чутко улавливает психологические тонкие нюансы музыки и передает их в образах и цвете. В его декорациях привлекает как живописная выразительность, так и законченность декоративно-пространственных связей. В них прослеживается продуманный и выверенный ритм в сопоставлении цвета и объема, движения и покоя. Чувствуется высказанность, завершенность и музыкальность всех средств художественной выразительности». Художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета, лауреат государственной премии РФ, Народный артист России Ю.Л. Кочнев
Болдырев Сергей Викторович
Главный художник Саратовского академического театра оперы и балета с 2003 года. Родился 17 июля 1951 года в г. Саратове. В 1974 г. окончил Саратовское художественное училище. 1974-1975 гг. – работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке осветителем и художником –декоратором. 1975-1982 гг. – заведующий декорационным цехом в Саратовском театре драмы им К. Маркса. В 1983 г. вступил в Союз театральных деятелей. 1982-2003 гг. – Главный художник Саратовского театра оперетты. В 2001 г. принят в Союз художников России. В 2007 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник России»
В Саратовском академическом театре оперы и балета с декабря по март этого года проходила художественная выставка «…Шаги из многоточий…» живописных работ Эланы, художника, поэта и музыканта, почетного гражданина Республики Монмарт, лауреата Grand prix 7 Парижского салона современного искусства, обладательницы премии 2015 года Nicolas Cizeron, французского художника импрессиониста (1902-1998 гг.) за картину «Коктейль желаний».
Благодаря Элане я познакомился с Сергеем Болдыревым, замечательным театральным художником, начинавшим на Таганке и более 45 лет служащим Мельпомене, Талии и Эвтерпе, а последние семнадцать лет еще и Терпсихоре. От него я узнал, что перфомансы и хэпенинги прежде, чем попасть в столицу были сначала занесены в Саратов, где официантка из гостиницы Волга не считала зазорным пройтись с подносом с водкой по Кировскому проспекту (до 1917 г. Немецкая улица) до мастерской художника в накрахмаленном переднике и кокошнике и в ластах… При всем различии художественных направлений и соответственно способов творческого воплощения и инструментария у саратовских художников, с которыми я поближе познакомился за неполный день моего вояжа, посетив музей Саратовского академического театра оперы и балета перед ремонтом, основанного его главным художником Сергеем Викторовичем Болдыревым и достойного носить его имя, прочувствовав многоточие шагов на выставке Эланы, цели моего путешествия, а также побывав на выставке «Город и люди» Романа Мерцлина (1950-1999 гг.), мастера городского пейзажа и портретиста, и осмотрев экспозицию «Морской бой. Боголюбов и Айвазовский» в Саратовском государственном художественном музее им А.Н. Радищева, основанном его внуком выдающимся маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым, мне удалось вывести триединую формулу, которая объединяет творчество саратовцев и одновременно позволяет сохраниться уникальности. Первое – глубокое чувство предмета. «Художник не турист с фотоаппаратом», – говорил Роман Мерцлин: «Чтобы написать хороший пейзаж, понять его, нужно почувствовать себя жителем этого города». И этот город Саратов. Второе – сила внутренней энергии, как у Боголюбова бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. Ну а третье – гениальность, с этим у Саратова просто – такие здесь личности.